rezerved (rezerved) wrote,
rezerved
rezerved

2.


Итак, в предыдущей части было дано определение собственности как отношения между субъектами по поводу объектов (вещей, благ):
собственность субъекта (человека или группы людей) на объект состоит в праве пользоваться и распоряжаться им, выражающемся в ограничении или запрете всем остальным субъектам пользоваться и распоряжаться данным объектом.

Теперь пару слов об основаниях. Мировоззренческим основанием моего рассуждения, как всегда, служит философия диалектического материализма. Этика как дисциплина, изучающая мораль и нравственность,  считается частью философии. Следовательно, этика как раздел диалектического материализма не нуждается в каких-то дополнительных опосредущих прикладных науках типа экономики или истории для придания ей  «материалистического основания». Наоборот, этика сама может быть действенной частью материалистического мировоззрения. Дисциплина, имеющая своим предметом нормы человеческих отношений, а также границы применения этих норм в соответствии с принадлежностью индивидуумов к тому или иному множеству людей, должна рассматриваться как математика обществоведения.

Говоря об этических нормах докоммунистического общества, мы должны помнить, что речь идёт не о тех официальных правилах морали, которые декларируются идеологической машиной правящего класса. Речь о тех правилах взаимоотношений, которыми люди руководствуются в действительности – а они представляют собой конгломерат этических систем,  различных для разных народов и социальных групп, культур и субкультур. В области отношений собственности принципиально можно выделить три таких этических системы: этика («право») силы, этика труда и этика солидарности.
«Право силы» - этическая норма, при которой индивид (чаще группа индивидов) утверждает за собой фактическую собственность на определённые объекты (в число которых могут входить, например, территории и все находящиеся на них природные ресурсы и т.п.), опираясь на свою «силу». В понятие «силы», помимо возможности лично применить непосредственное физическое воздействие к усомнившемуся в этом праве индивиду, может входить способность тем или иным способом привлечь на свою сторону тот или иной аппарат насилия, «властные структуры» или иные группы людей. Таким образом, понятие «силы» в настоящее время, при существующей общественной системе, охватывает довольно широкий спектр материальной, социально-психологической и интеллектуальной осредствлённости. Тем не менее, это именно то самое «кулачное право», о котором Маркс говорил как сохраняющемся в скрытом виде за фасадом буржуазного юридического права.
«Право труда» - этическая норма, при которой право собственности на объект (как правило, продукт труда) закреплено за человеком, который его произвёл. (Вопросы собственности на средства производства пока отложим в сторону, хотя лозунги типа «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим!» (а нефтяные скважины, разумеется, нефтяникам) при всей проблематичности их практической  реализации довольно ясно очерчивают некий этический вектор и политический ориентир. В другую сторону отложим проблемы, возникающие в сфере собственности на «интеллектуальный продукт».)
Наконец, «право солидарности» - этическая норма, согласно которой индивид имеет право на некоторую долю производимых другими индивидами и матерью-природой благ вне зависимости от произведённого им труда и «пребывания с ним Силы», а просто по причине его принадлежности к сообществу (соплеменников, сограждан, воров, христиан, «коммунаров-кибуцников», мусульман и т.п. или просто представителей вида Homo sapiens).
Каждый из перечисленных типов этики (каждое «неписанное право») в сфере отношений собственности является отражением объективно существующих свойств участников этих отношений. «Право силы» основано на такой способности индивидов к присвоению чужой собственности, в материальности которой не станет сомневаться человек, лишившийся в тёмном переулке денег и дорогой шапки. «Право труда» основано на объективном факте превращения труда в продукт. «Право солидарности» основано на поведенческих паттернах, выработанных нашими предками ещё в животном состоянии и направленных на выживание стаи, а в конечном итоге, биологического вида. Иными словами, материальное основание этой последней нормы  – подсознательно ощущаемая индивидами объективная необходимость воспроизводства и процветания племени/сообщества/человечества.

Повторюсь, «общественное сознание» или «мораль» каждого конкретного социума/сообщества представляет собой сложный конгломерат различных этических систем разных социальных групп, культур и субкультур. Но каждая из конкретных «общественных моралей» является своего рода компромиссом, конкретной для каждого случая системой взаимных уступок между тремя вышеупомянутыми «этиками», которые лежат в основании, в числе прочего, и экономических отношений. Так, "естественное право" и "право фактического пользования" складывается на границе между этикой силы и этикой труда и т.п.
(Пауза для уточнений и проблематизаций.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments