rezerved (rezerved) wrote,
rezerved
rezerved

Homo verus Заключение


Осталось сказать лишь, в чём мне видится точка опоры, и что за лом я предлагаю применить, чтобы сломать пресловутую «аглицкую вещь» – сложившееся положение дел в воспроизводстве общественных отношений.

 

 

…Но предварительно хотелось бы подытожить сказанное в предыдущих частях. Моей целью было если не «развенчание мифа» об укоренённом в человеческих генах инстинктивном желании «гнобить» себе подобного – порой, как утверждается, даже не с целью получения выгоды, а просто для получения специфического удовольствия – то хотя бы уточнение, определение сферы действия этого явления.

Очевидно, что далеко не каждый человек получает упомянутое удовольствие. Но ведь и далеко не самые глупые люди полагали, что стремление к нему лежит в основе общественного устройства. Моё возражение им состоит в следующем: следует учесть, что наблюдаемое нами устройство сложилось в результате совершенно определённых исторических событий, произошедших в эпоху распада патриархальных отношений. Практически каждый более-менее значимый земледельческий анклав («стадо баранов», живущее по законам писаной морали) в своё время подвергся нашествию иноземных завоевателей (молодых «волков», живущих по иным правилам – тем самым, которые и стало модно в последнее время рассматривать в качестве «подлинных природных законов человеческого естества»). Именно так сложились современные цивилизации и государства, которые мы имеем сомнительное удовольствие наблюдать по сию пору.

При этом хотелось бы вернуть увлёкшихся теоретиков к реальности. В животной природе – как им это не покажется странным – примеров альтруизма можно наблюдать вполне достаточно, чтобы с полным основанием утверждать, что и он коренится в человеческих генах не менее прочно, чем эгоизм, садизм и т.п. Соответственно, есть две морали – «волчья» и «баранья», они существовали всегда, и есть основания считать, что «баранья», «евангельская», даже постарше будет. И по отношению к этим двум видам морали людей можно поделить на два биологических типа – условно, конечно, потому что чёткой границы между ними нет. Но на полюсах будут: агнец (человек, который скорее даст убить себя, чем убьёт или унизит другого) и волк (человек, для которого убить другого – как два пальца обмочить), практически воспеваемый Голливудом герой, идеал и образец для подражания.

Особенность нашего века в том – что он – информационный. И процессы глобализации, запущенные то ли объективным ходом истории, то ли, по недомыслию, кем-то из тех, кто мнит себя её творцом, охватывают всё человечество, каждый из социумов сверху донизу. Штука в том, что двум моралям больше не жить на этой планете, одна из них должна умереть. Нетрудно догадаться, что гибель одной из них приведёт к гибели всего человечества, в какой конкретно форме – не берусь гадать. Гибель второй… но как трудно многим из нас представить себе мир без «волчьих» отношений!

 

(Они вспоминают, какой кайф доставляет, например, хорошо нанесённый в драке удар, когда если не слышишь, то чувствуешь, как у противника что-нибудь хрустнуло, а если он ещё невольно вскрикнет при этом – то это вообще майский день, именины сердца… Гормоны удовольствия в крови – это вам не воскресная проповедь… Ну, что этому можно противопоставить? – победно спрашивают они.

Да был один чудак, отвечаю я. Советовал возлюбить ближнего. Он ведь именно как упражнение по избавлению от садистского удовольствия это предлагал – чтобы перестать испытывать кайф от унижения себе подобных, чтобы содрогаться от боли не меньше, а то и больше, чем тот, кому она причинена. Только я бы малость заострил его мысль: не как самого себя, а как своё дитя… Так понятней? Несложное внутреннее упражнение: представить, что такой чужой и далёкий «ближний» - твой ребёнок. И ты его ударил, ограбил, унизил и т.п. Радость как рукой снимет. Если, конечно, упражнение выполнено честно, без отлынивания. Потому что любой нормальный человек, ударивший своего ребёнка, пусть даже в целях воспитания, сам страдает не меньше его.

Так что, уж поверьте, мы справимся с этим пресловутым «зудом в крови». У нас есть способы. Только не надо нам мешать… увы, эта моя фраза никого из «волков» не остановит, и некоторых – это я знаю точно – нужно будет убить.)

 

Я утверждаю, что этого зуда подавляющему большинству из нас передаётся не так много, чтобы с ним нельзя было справиться при правильном воспитании. Для самых крайних, патологических случаев существуют медикаментозное лечение и изоляция – способы, за отмену которых могут выступать только самые отъявленные либералы.

Уверенности мне добавляет, в частности, мнение Вольфа Кицеса, полагающего, что у человека и приматов не существует врождённых инстинктов. Понимая важность этого утверждения, он вывесил его в топ, в самое начало своего блога, чтобы оно не затерялось среди прочей обильной информации. Действительно, это очень важно. Если человек всю свою пресловутую «природу» черпает в первые годы жизни, перенимая навыковым образом у окружающих, более взрослых особей, то, создав ему на ранних этапах соответствующее окружение, можно сформировать иную фундаментальную основу его личности. Этого не удавалось до сих пор сделать, потому что никто, даже большевики (в чём и состояла их главная ошибка), не решился до сих пор перейти к научно обоснованному и спланированному общественному воспитанию детей, постепенно вытеснив им стихийное семейное. Детей должны воспитывать лучшие представители общества (которых ещё нужно предварительно подготовить) по специально выработанной программе (а не абы кто).

Очевидно, что средств на это должна уйти масса – лично я думаю, что на каком-то, достаточно продолжительном, этапе именно на эти цели и должна направляться основная доля общественного продукта – на создание нового человека. Само собой, этот новый человек не должен расти беспомощным «барашком». Образно говоря, все люди в той или иной мере – ангелы, едущие верхом на волках. Но у одних «ангелов» есть поводья в руках, а другим они не были даны условиями воспитания. Главная задача школы будущего – научить человека не быть волком, всё время крепко держать поводья… и находить в этом удовольствие, которое – знающие люди не дадут соврать – существует.

Разумеется, такая форма школы обретёт смысл только при социалистическом устройстве общества, став – в полном смысле этого слова – венцом этого устройства, смыслом его существования и главным средством строительства коммунизма. Введение каких-то уродливых подобий этой формы в буржуазном обществе – типа ювенальной юстиции и т.п. – будет лишь проявлением тоталитаризма, как одной из форм государственно-монополистического капитализма.

 

Homo verus, человек истинный – это «мужик», человек взрослый, ответственный и умудрённый опытом созидатель. «Пацановский» период сколачивания стай, войн и дележа награбленного должен закончиться. Человечеству пора повзрослеть.


Tags: околонаучное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments